Историческое обозрение в Интернет.

Неизвестные страницы истории...

 

241. День граненого стакана

 

Галина Гирак, "Сегодня" от 25.11.2003 г.

 

НА КАЖДОГО СОВЕТСКОГО ЖИТЕЛЯ -- ДВА ГРАНЕНЫХ СТАКАНА
Так в свое время распорядилась партия...

 

Когда есть что выпить, но нет повода, наш народ отмечает день граненого стакана, пытаясь найти на его дне истину или разобраться в том, что без помощи гранчака уму непостижимо. А между тем, эта культовая посуда существовала не всегда: она имеет дату рождения и даже именитого автора-создателя. В этом году ребристой стекляшке исполняется 60 лет. Так что с юбилеем!

 

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ПОСУДОМОЙКИ

 

Первый советский гранчак сошел с конвейера старейшего в России стекольного завода в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области в 1943 году. Зачем же понадобились новые стаканы в разгар войны?

В НИИ стекла, который находится рядом с упомянутым заводом, пояснили, что предприятие в то время не останавливалось и производило рассчитанную на массового потребителя "сортовую" посуду. Выпуск ребристых стаканов вместо круглых готовился еще до войны, когда наши инженеры изобрели посудомоечную машину, способную заменить человеческие руки лишь при мытье приборов определенных форм и габаритов. Так вот, гранчаки идеально подходили под чудо-технику. И как только пресс для граненых был смонтирован, его сразу запустили в работу.

Так выпьем же за то, чтобы пирогов и пышек в нашей жизни было побольше, а синяков и шишек - поменьше!

Кстати, та посудомоечная техника на общепитовских кухнях продержалась недолго - билось много посуды. Зато от новых стаканов народ был в восторге. Многогранный сосуд вписался в пролетарскую пятерню и оказался достаточно прочным из-за "приличной" толщины и некоторых особенностей приготовления стекла. Сырье варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. Поговаривают, что в смесь для прочности добавляли даже свинец, который используется в составах для хрусталя.

 

ПРОСТОЙ, КАК ТРИ КОПЕЙКИ

 

После войны стаканы начали штамповать на многих стекольных заводах СССР, доводя количество изделий до 5-6 сотен миллионов в год из расчета по паре штук на человека. Стаканы были в каждой квартире и сельской хате, в заведениях общепита и студенческих столовых, в воинских частях, тюрьмах, больницах, школах, детсадах. Особенно "сыпались" заказы на посуду весной, когда "оживали" после зимней "спячки" автоматы с газировкой, готовились к наплыву отдыхающих пионерские лагеря, санатории, пансионаты.

Гранчаки были разнообразны по объему, рассчитаны на 250, 200, 100 и 50 граммов... водки. Именно 40-градусной проверяли точность меры посуды заводские контролеры. К слову, популярная тара использовалась не только для напитков. Незаменимой для непитейных нужд оказалась 100-граммовая посуда (так называемые "полустаканчики"). Они были мерной посудой для домашнего консервирования. А чтобы зимой не "потели" окна, емкости, наполненные солью, устанавливали между стеклами. Да и старушки, торгующие семечками, с ребристым неразлучны до сих пор.

Так выпьем же за то, чтобы было что налить и нутру не повредить!

Количество граней на стекляшках варьировалось от 8 до 14. Впрочем, от этого внешний вид стаканов не менялся. Но поскольку на каждом заводе "добро" на выпуск очередной партии товара давал художник, решающую роль в плане количества граней играл... размер руки этого специалиста: чем больше пятерня, тем меньше граней, и наоборот. Цена тары была доступной - 3 копейки (откуда и пошло бытующее в народе сравнение: "простой, как три копейки").

- В Украине в советское время гранчаки делали на трех стеклозаводах, - вспоминает Анна Бондарева, начальник управления стекольной промышленности Украинской Государственной Корпорации "Укрстройматериал", проработавшая в этой сфере 38 лет. - В Славуте Хмельницкой области, во Львове и Артемовске на Донетчине.

Так выпьем же за то, чтобы у наших детей были богатые родители!

По словам Анны Филипповны, граненые стаканы значились тогда в списке тех особо важных стратегических товаров, выпуск которых регулировал... ЦК КПСС. Партия "спускала" разнарядки на производство посуды заводам, потом распределяла готовые изделия по предприятиям, пищеблокам, торговой сети. В Украине за год выпустили около 100 млн. ребристых. На каждом из трех заводов стояло по две пресс-машины с суточной мощностью 24 тыс. штук стаканов. Допустимый бой стекла - около 30% от сырья.

 

МОДА НА БИТЬЕ ПОСУДЫ ПОШЛА ОТ... ПЕТРА I

 

История граненого стакана гласит, что эта посуда "рождалась" дважды. Правда, славу обрела во время второго "пришествия".

- Сделать прочный сосуд из ребристого стекла пытались давно, - поведал Юрий Гулоян, главный научный консультант НИИ стекла города Гусь-Хрустальный. - Экскурсоводы нашего музея стекла рассказывают легенду о том, что в свое время граненый стакан преподнес Петру I владимирский стекловар Ефим Смолин, заверив, что "сваренная" им посуда - небьющаяся. Царю крепкий с виду сосуд понравился, и, выпив хмельного напитка, он на радостях швырнул подарок о землю со словами: "Стакану быть". И хотя тара разлетелась вдребезги, император не наказал стекловара. Свидетели этой сцены по-своему растолковали фразу правителя, мол, стаканы надо бить. С тех пор повелась традиция колотить посуду на счастье. В барах-ресторанах и сейчас существуют расценки за бой посуды. Свой рассказ работники музея подтверждают прейскурантом с изображением стекляшки с царским гербом.

Так выпьем же за то, чтобы в глазах наших любимых не было слез и обмана!

Тот "исторический" стакан даже был запущен в производство. Однако выпускали тогда многогранную посуду немного и недолго. И всенародно любимой она не стала. Что же касается второго рождения гранчаков, то поговаривают, что стекляшку, появившуюся в СССР 60 лет назад, создала скульптор-монументалист Вера Мухина.

- Документально авторство Мухиной не подтверждено, но именно об этом твердят ее коллеги, - продолжил Юрий Абрамович. - Их аргументы основываются на том, что Мухина в перерыве между созданием монументальных скульптур много внимания уделяла стеклу, сотрудничала со стеклозаводами, к тому же точно известно, что она - автор пивной кружки. Родственники скульптора настаивают на том же. Правда, по их словам, есть две версии создания граненого стакана. По одной Вера Игнатьевна "изобрела" его единолично. По другой - в содружестве с художником Казимиром Малевичем.

 

МЕСТЬ ВЕРЫ МУХИНОЙ

 

Одни утверждают, что гранчак был создан Мухиной шутки ради, в перерыве между делом. Но есть также мнение, что доступную всем посуду женщина создала специально, предвидя, что вся страна, поглощая из гранчаков крепкие напитки, будет чихвостить власть, "травить" о ней анекдоты. Перед смертью Вера Игнатьевна якобы призналась сыну Всеволоду, что всю жизнь ненавидела советский режим и придумывала всевозможные эзоповские средства мести.

На первый взгляд удивительно, что такое говорила творец монументальной композиции "Рабочий и колхозница", ставшей одним из брендов СССР. К тому же скульптор пять раз была "обласкана" партией и правительством государственными премиями. Свет на предсмертные откровения Мухиной могут пролить малоизвестные факты из ее жизни.

Так выпьем же за то, чтобы никогда не впадать в грех уныния и радоваться каждому дню!

Ее не раз упрекали в непролетарском происхождении. Родилась Вера в Риге в купеческой семье. В Москву (1912) приехала случайно: вместе с сестрой решили навестить родственников и вдали от родителей весело провести время.

Однажды девушка, катаясь на санках, поранила лицо - московские доктора принялись спасать ее. После девяти пластических операций вид у нее был сносный, но саму Веру он приводил в ужас. Моральные страдания отразились на характере Мухиной - она стала замкнутой, резкой, а впоследствии слыла как женщина крутого нрава.

Так выпьем же за то, чтобы и нам перепадали пряники жизни!

Московская родня в качестве компенсации за пережитый удар судьбы отправила Веру в Париж. Устроившись жить в пансионе, где в основном обитали выходцы из России, девушка посещала ради интереса занятия скульптурой в мастерской Бурделя. Совершив круиз по Италии, вернулась на родину, где в разгаре была Первая мировая война. Вера посчитала, что не может оставаться в стороне и, окончив курсы медсестер, пошла работать в госпиталь. Там встретила своего будущего мужа врача Алексея Замкова, ставшего прообразом профессора Преображенского в "Собачьем сердце" Булгакова.

Поженившись, после войны молодые поселились в Москве. Лепкой Вера занялась не сразу - расцвет творчества Мухиной-скульптора начался во второй половине 20-х годов. Ее статуи "Пламя революции", "Юлия", "Крестьянка" были известны не только в СССР, но и в Европе.

Так выпьем же за то, чтобы мы шли по жизни веселые и румяные!

В это время стал знаменитостью в Москве и Замков. С помощью своего ноу-хау доктор начал лечить импотенцию и бесплодие. Среди пациентов Замкова были Ворошилов, Каганович, Молотов, Горький. Только влиятельная клиентура спасла врача и его супругу в 1930 году, когда чета намеревалась навсегда покинуть СССР и переселиться в буржуазную Латвию: пронюхавшие это чекисты прямо с вокзала доставили "беглецов" на Лубянку.

Смирившись с судьбой, Замков продолжил эксперименты и своим препаратом, именующимся в патенте "гравидантом", пытался лечить рак, наркоманию, алкоголизм, болезни сердца и даже шизофрению. Он основал НИИ гравилотерапии (впоследствии эту отрасль медицины стали называть уринотерапией). Но к середине 30-х годов выяснилось, что у пациентов после частого применения препарата возникает эффект привыкания, то есть все усилия по лечению сводятся к нолю. Из-за этого многочисленная влиятельная клиентура доктора нередко оказывалась в неловком положении во время амурных похождений. Простить это Замкову не могли - выслали в Воронеж, где он вскоре умер от инфаркта.

Во время травли мужа Вера работала над своей самой известной композицией. Только на смертном одре она призналась близким, что прообразами стремящейся к "светлому будущему" пары стали античные тираноубийцы Гармодий и Аристогитон, намекая на нечеловеческий уклад жизни в СССР. А конец опоясывающего обоих шарфа, который держит в руках дама, - голова змеи.

Так выпьем же за то, чтобы наши друзья ходили на банкеты, а враги - на костылях!

Скульптура, победившая в конкурсе другие композиции, "украсила" павильон СССР на выставке в 1937 году в Париже, куда ее доставляли в 28 вагонах (в разобранном виде творение состоит из 65 деталей, его вес - 75 тонн, высота - 25 метров). Но завоевавшей во Франции гран-при композиции невредимой доехать домой не удалось. Созданный в Москве новый ее вариант был установлен в 1939 году у входа в открывшуюся тогда ВДНХ. Сама же скульптор свое детище видела на открытой местности на Ленинских горках. В ближайшее время "Рабочему и колхознице" предстоит "пережить" реставрацию.

 

P.S. По имиджу гранчаков как самой массовой питейной тары в начале 70-х годов "ударили" так называемые "выдувные" стаканы, а вскоре на стеклозаводах установили закупленное в Венгрии оборудование для производства тонких стекляшек, которые окончательно отодвинули многогранники на задний план. Тем не менее, многие и сейчас предпочитают ребристые более изысканной таре. В Украине такие стаканы (теперь - 20-гранные) выпускают только на одном заводе - в Запорожье, на двух прессах 60-летней давности. Цена посудины - около 90 копеек.

 

главная

Сергей Шрам и Александр Штолько
© Copyright 2000 - 2005.

Hosted by uCoz